
В 70-е Ада Адольфовна поступила во ВГИК на документалистику, в класс самого Романа Кармена. В качестве отступления, считаю, Роман Лазаревич был величайший режиссер! Его фильмы трудно назвать документальными в том смысле, как документальное кино воспринимается сегодня - простая фиксация событий. Это были художественные шедевры, разве что актерами в них выступали обычные люди, а декорациями была сама жизнь. Но, сейчас не о нем. Так было угодно судьбе, что свой первый фильм, дипломную работу, ученица Кармена Ада Лазо посвятила... барку "Седов". Тогда корабль стоял на капитальном ремонте на Канонерском заводе в Питере. Стоял долго, с 1975 по 1981 годы, считалось, что судно изношено, и решался вопрос о целесообразности восстановления парусника. Не буду здесь рассказывать, как удалось спасти, это очень непростая история. Сейчас просто посмотрите фильм, а после я еще несколько слов скажу...
Я хотел бы сказать об экипаже. О тех мужиках, кто восстанавливал парусник, кто сидел на минимальной зарпалте шесть лет, кто сознательно отказывался от "загранки" (есть еще, кто помнит, что это тогда значило?), кто в акробатических этюдах монтировал и настраивал такелаж на высоте 12-ти этажного дома, кто мечтал увидеть "Седов" под всеми парусами... Когда корабль таки доделали, и барк вышел в 81-м в свое первое после реконструкции плавание,... экипаж заменили... Весь... Руководство посчитало, что де мужики долго не были в море, что де навык, наверно, потерян, поэтому заменили всех. Прислали с "Крузенштерна". В итоге... боцман покончил собой, а капитан через месяц просто скончался...
Вот такая грустная история...
P.S. Голос за кадром в самом начале фильма, который говорит "Да зачем вам эти парусники" принадлежит особисту, который оформлял разрешение на съемку на судоремонтном заводе...