a_sharkov (a_sharkov) wrote,
a_sharkov
a_sharkov

Categories:

Еще раз про "морские права"...

Летом я приводил цитату от Андрея Невзорова, опыт яхтсмена, уже прошедшего три четверти кругосветки, его ответ на вопрос - какие же "права" требуются яхтсмену в море? Вчера Андрюха Райков, Yacht Master RYA и RYA Insructor, то есть человек, безусловно, компетентный, опубликовал в хронике на FaceBook свои соображения на эту тему. Текст, как мне кажется, тем более полезный, поскольку тема разных обучающих и сертификационных систем в яхтинге до сих пор в мире никак не унифицирована, и периодически всплывают перепалки между поклонниками RYA и IYT, или появляются предложения срочно обзавестись сертификатом ICC, иначе "кирдык, тюрьма, конфискация"...
И так... (текст привожу буквально)

Последнее время в наших узких кругах в очередной раз широко обсуждается тема «прав» на управление прогулочной яхтой. И спектр мнений на эту тему как всегда чрезвычайно широк – от «ничего не надо, кроме умения управлять» до «без международного сертификата ICC вас могут задержать, судно арестовать – срочно к нам за ICC!». Подозревая, что истина лежит где-то посередине, я не поленился и несколько раз кликнул мышкой. Прочитал то, что сеть выдала в ответ, и у меня сложилась примерно такая картинка относительно «Единого международного сертификата”.
К сожалению, приходится констатировать, что в настоящий момент не существует единого, признаваемого всеми (хотя бы европейскими) государствами удостоверения, показав которое судоводитель-любитель мог бы всех послать доказать, что его компетенция позволяет ему управлять маломерным судном.


С профессионалами все просто – существуют STCW (Standarts for Traning, Certification and Watchkeeping), принятые в 1978 году и пересмотренные в 1995, которые регламентируют подготовку профессиональных моряков и применяются во всех 133 странах – членах IMO (International Maritime Organization). Однако и там есть нюансы – например, существуют «белые» страны (их сейчас в списке 74), сертификаты которых принимаются повсеместно, и остальные, действие сертификатов которых несколько ограничено. Но все эти страны обязались их взаимно признавать, вот что важно. Более подробно про STCW можно посмотреть например здесь: www.stcw.org
В 1998 году вдохновленная такими успехами ООН (а IMO работает под эгидой ООН, хотя и находится в Лондоне) в лице своей европейской региональной комиссии UNECE (United Nations Economic Commission for Europe) решила что-то сделать и с любительским судоходством и разработала т.н. директиву 40 (далее буду называть ее Д40, официальный текст на русском языке кому не лень может найти здесь: www.unece.org/fileadmin/DAM/trans/doc/finaldocs/sc3/TRANS-SC3-147r.pdf).
Для ленивых - этот документ:
- рекомендует национальным органам, уполномоченным на то правительством, выдавать своим гражданам или резидентам сертификат международного образца
- просит правительства сообщить, одобряют ли они эту директиву, и если да - то признавать соответствующие сертификаты, выданные другими странами и решить, кто именно будет всем этим заниматься на их территории
- поручает своему секретариату отслеживать список стран, которые одобрили Д40.

Вот с одобрением-то как раз и получилась основная загвоздка. Хоть как-то на Д40 отреагировали 26 стран, причем в полном объеме ее одобрили всего несколько европейских стран. Все остальные либо вообще никак не прореагировали (в их числе популярные у наших яхтсменов Испания, Греция, Португалия и Турция), либо приняли ее с какими-то оговорками (например, Италия), либо до сих пор думают (в их числе Франция и Россия). Полный список стран, как-то прореагировавших на директиву, здесь: hwww.unece.org/fileadmin/DAM/trans/doc/2011/sc3wp3/ECE-TRANS-SC3-2011-12r.pdf (по состоянию на октябрь 2011 г., более свежих данных мне найти не удалось).
В свете вышеизложенного приходится констатировать:
1. Как видно из текста, ICC может быть выдан только уполномоченной на то национальной организацией гражданам или резидентам страны, одобрившей директиву. Пока Россия не надумает наконец одобрить Д40 и не будет назначен орган, уполномоченный выдавать соответствующие сертификаты российским гражданам, нам легальный ICC не светит (если мы не имеем вида на жительство в другой европейской стране). И хотя отдельные страны (в их числе Ирландия и Эстония) выдают «международные» сертификаты не только резидентам, они не имеют никакого отношения к Д40 – т.к. выданы с нарушением п. 1 соответствующей директивы. А про одобрение Д40 Эстонией мне вообще не удалось найти никаких данных, поэтому не исключено, что совпадение аббревиатур в данном случае просто случайность (как и в случае с небезызвестной Rоссийской Yхтенной Aссоциацией).
2. Может оно пока и не страшно, так как статус этого сертификата на сегодня вполне понятен например в Беларуси, Болгарии, Молдове, Чехии, Литве и некоторых других странах, где чартер не очень развит. В числе одобривших директиву стран можно видеть также Великобританию, Ирландию, Хорватию – страны, несколько более популярные в этом смысле, и там легальный ICC мог бы нам пригодиться, однако в первых двух никаких документов на управление парусным судном длиной до 24 метров вообще не требуется, а чартерные компании Хорватии признают почти все известные в мире сертификаты. Таким образом до тех пор, пока Греция, Испания, Португалия, Франция и Турция в полной мере не одобрят Д40, нашим яхтсменам вряд ли придется чувствовать себя там «второстепенными людьми» - при условии, что они смогут предъявить хоть какой-нибудь (желательно национальный) документ, подтверждающий их компетенцию.
3. В Приложении 1 директивы предусмотрено, что держатель соответствующего национального сертификата получает ICC автоматически, без дополнительных экзаменов. Таким образом, ICC предполагается просто как единая международная форма соответствующих национальных сертификатов – унифицированная и читаемая на «двух из следующих трех языков – английский, русский и французский». Это означает, что если вы являетесь легальным держателем национального сертификата любой страны, одобрившей Д40, то получение соответствующего ICC – вопрос канцелярский, и где-нибудь в суде очень трудно будет доказать, что уровень Вашей компетентности не соответствует требованиям UNECE.
4. Сертификаты, выданные организациями, не уполномоченными на то правительствами стран, одобривших Д40, не имеют отношения к соответствующей директиве – однако это не означает, что они не могут быть приняты соответствующими органами как доказательство Вашей компетентности. Вообще, до сих пор (пока все адекватные страны не одобрили Д40) подобное доказательство остается некоей неформальной процедурой, когда любая бумажка может оказаться полезной. Например, здесь: http://www.rya.org.uk/infoadvice/boatingabroad/icc/Pages/icc.aspx и здесь: http://www.rya.org.uk/SiteCollectionDocuments/cruising/Web%20Documents/Boating%20Abroad/ICC-the-small-print-A5-with-certificate.pdf можно найти рекомендации, которые RYA – тот самый «орган, уполномоченный правительством» Великобритании выдавать ICC британским гражданам рассказывает, что это такое и зачем это нужно. Одна из полезных бумажек – да, единый сертификат – нет.


Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Когда день не задался.

    У каждого из нас бывают времена, когда все идет как-то не так, что-то не получается, и кажется, что всё вокруг складывается не в нашу пользу. В 1937…

  • Случайности

    Уверен, у каждого из нас есть собственные примеры важных, но вреде бы случайных событий и совпадений, которые как-то или повлияли на нас, или просто…

  • Рассказы. Дед Мороз.

    Вот еще зацепило. Сильно. Пусть здесь останется тоже. Дед Мороз был красив. В том смысле, что если существовал бы настоящий, то в высоких широтах…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

Recent Posts from This Journal

  • Когда день не задался.

    У каждого из нас бывают времена, когда все идет как-то не так, что-то не получается, и кажется, что всё вокруг складывается не в нашу пользу. В 1937…

  • Случайности

    Уверен, у каждого из нас есть собственные примеры важных, но вреде бы случайных событий и совпадений, которые как-то или повлияли на нас, или просто…

  • Рассказы. Дед Мороз.

    Вот еще зацепило. Сильно. Пусть здесь останется тоже. Дед Мороз был красив. В том смысле, что если существовал бы настоящий, то в высоких широтах…